Председатель правления Банка проектного финансирования Александр Плющенко: "Стоит один раз попробовать интернет-банкинг, и от этого сервиса уже не откажешься"
30 мая 2010
Известия (Россия)
За семь лет Банк проектного финансирования поднялся в российском банковском рейтинге на двести с лишним позиций и в этом году намеревается пробиться в сотню крупнейших банков России. В этом большая заслуга команды банка, которую не смогли разобщить даже весьма заманчивые предложения более крупных и известных финансовых структур. О причинах преданности компании, секретах успеха и планах на будущее обозревателю "Известий" Ольге Заславской рассказывает председатель правления БПФ Александр Плющенко.
вопрос: Александр Иванович, сейчас первая сотня для БПФ - это действительно реально?
ответ: В этом году мы хотели бы войти и закрепиться в сотне крупнейших банков России, а в течение ближайших трех лет - попасть в топ-50 крупнейших банковских структур. Если динамика развития предыдущих лет сохранится - эти планы реально выполнимы.
в: Какие ресурсы будут привлечены для воплощения всего задуманного?
о: В первую очередь это комплекс мероприятий, направленных на рост клиентской базы: корпоративных (сейчас их более 4000) и частных клиентов. Кроме того, мы готовим второй облигационный заем, он пройдет в августе-сентябре. Первый мы выпустили в прошлом году и разместились очень удачно. К тому же в этом году мы хотим активизировать региональное развитие, увеличить количество отделений, что должно привести к росту ресурсной базы.
в: В какие регионы пойдете?
о: Пока наш приоритет - это Москва и Подмосковье. Но в прошлом году мы решили идти в регионы. Филиалы откроются в Санкт-Петербурге, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Самаре, Калининграде. Эти регионы привлекательны потенциальной ресурсной базой. Но главное - они интересны для наших клиентов. Кроме того, мы намереваемся значительно расширить свое присутствие и в столице. В этом году здесь откроется десять офисов. Мы планируем равномерно покрыть Москву сетью отделений.
в: Раз "спальные" районы, а не только центр, значит, банк всерьез решил заняться розницей?
о: На самом деле открытие отделений - это вынужденная мера. Мы считаем, что отделения - это тупиковый путь развития банковской системы. Сейчас онлайн-услуги активно вытесняют классическое банковское обслуживание в отделениях. У нас уже около 1000 корпоративных клиентов обслуживаются через интернет и вообще не появляются в банке. Это крайне удобно, и они очень довольны. Видимо, будущее за этим. Но пока в Москве без сети отделений обойтись невозможно из-за пробок. Отделения в районах мы также открываем по просьбе клиентов, чтобы люди поменьше мучились в пробках.
в: Чувствуется, что у банка особая любовь к интернет-обслуживанию?
о: Мы постоянно совершенствуем этот продукт. Примерно раз в год выпускаем новые версии. Совершенствуется интерфейс, существующий сервис, внедряются новые услуги и возможности. Например, когда появился интерес к ПИФам и ОФБУ, мы тут же предложили управление паями через интернет: покупка, обмен, продажа. Сейчас подключиться к системе очень просто. На нашем сайте человек входит в систему, регистрируется, оставляет запрос, и в течение дня наши специалисты подъезжают к нему с заполненными договорами. Бумаги подписываются, клиенту открывается счет, и он начинает работать. Причем комиссии в интернет-банкинге ниже. Мы стараемся стимулировать клиентов, чтобы они переходили на онлайн-обслуживание. Это выгодно не только им, но и нам: меньше затрат.
в: Когда у клиентов проснулся интерес к интернет-операциям?
о: Мы предложили эту услугу пять лет назад и долгое время не могли достучаться до наших клиентов. Рассылали письма, проводили семинары, рекламировали, снижали комиссии - все тщетно. Активное развитие началось только года два назад, когда люди пристрастились к интернету, мобильным телефонам и ноутбукам. Представьте, лежишь на пляже где-нибудь в Майями и через ноутбук со встроенной GPRS управляешь счетами. Стоит один раз попробовать, и от этого сервиса уже не откажешься.
в: Помимо интернет-банкинга, в каких сегментах розничного и корпоративного бизнеса банк будет наиболее активен?
о: В рознице это ипотека, пластиковые карты и депозитные вклады. Потребительским кредитованием мы не занимаемся, считая это слишком рискованным при нынешнем состоянии экономики и судебной системы. В корпоративном бизнесе в сфере нашей активности весь спектр услуг универсального банка. Будем активно развивать и комплекс инвестиционных услуг, хотя уже сейчас предлагаем практически все: ОФБУ, ПИФы, доверительное управление (причем от 50 тысяч долларов), брокерское обслуживание.
в: А изюминка, чтобы привлечь клиентов именно в БПФ?
о: Онлайн-сервис, высококачественное обслуживание, быстрое решение клиентских запросов, потребностей.
в: Среди предлагаемых банком услуг значится Private Banking, что это за услуга в понимании БПФ?
о: В нашем понимании это выполнение любых запросов по финансовому обслуживанию клиентов в максимально быстром и комфортном режиме. Клиент с суммой от 100 тысяч долларов может позволить себе любой каприз. Заказать финансовое планирование, регулярную оплату счетов, индивидуальные инвестиционные стратегии, специальные продукты. Например, люди часто хотят вложить деньги в какую-нибудь новую активно развивающуюся компанию или объект недвижимости. Перепоручают нам вложение средств, отслеживание инвестиций, выход и фиксацию прибыли. И не только в России. Мы можем помочь с инвестициями и за рубежом. Таким клиентам мы помогаем и в организации туристических программ. Можем зафрахтовать яхту, самолет.
в: Расскажите о самом экстравагантном пожелании, удивившем всех?
о: Самое экстравагантное - это заказ путешествий. Некоторые так привыкают, что используют банк как туристическую фирму. Звонят нам: "У меня завтра вылет, мне срочно нужны билеты, выписки, еще я хочу пополнить карточку". Сразу целый комплекс заданий. Мы все делаем. Отправляем курьера, чтобы забрать деньги, пополнить карточку, передать выписки и билеты.
в: Сто тысяч долларов не слишком маленькая сумма для такого сервиса?
о: Мы считаем, что пока рановато поднимать планку. Вот когда войдем в 50 крупнейших... Пока у нас есть возможность управлять и такими средствами.
в: БПФ предлагает широкий спектр услуг на рынке драгметаллов. Вы считаете вложение в драгметаллы перспективным видом инвестирования?
о: Мы считаем это дополнительной услугой. Когда приходит состоятельный клиент, он хочет максимально диверсифицировать свои вложения, и в рамках этой задачи разумно часть средств вложить в драгметаллы. Это абсолютно правильно. Что касается большого числа услуг, то это способ конкурентной борьбы. Если мы выходим на рынок, то стараемся предложить максимальный спектр услуг, возможный для данного продукта.
в: У вас есть и более экзотические продукты, например яхты и катера в кредит?
о: Получилось так, что мы очень близки к этой сфере рынка. У нас обслуживается Московский судостроительный завод, Хлебниковский судостроительный завод, Московское речное пароходство. Да и сам я увлекаюсь яхтами. Мы изучили рынок, были удивлены, что кредиты есть практически на все, кроме яхт, и поспешили выйти на рынок с этой услугой.
в: А теперь еще и вертолеты в кредит?
о: Нам понравилась реакция рынка на кредитование яхт. Очень много было звонков, заявок. Оказалось, что люди созрели для такого продукта. Рынок обрадовался этой услуге. Мы, в свою очередь, обрадовались рекламному эффекту и решили закрепить его. Оглядевшись, увидели еще одну нишу - вертолеты. На наш взгляд, у этого продукта очень хорошие перспективы, учитывая московские пробки. В последние годы многие клиенты пересели на вертолеты, и если будут решены проблемы с вертолетными площадками и разрешениями на полеты над Москвой, продукт будет очень востребован.
в: А в чем преимущество обслуживания в среднем банке?
о: Большой плюс в том, что клиенты могут обратиться на любой уровень, даже к члену правления, в том числе и ко мне, если вопрос не решается на должном уровне. Мы всегда открыты и всегда доступны. В большом банке это невозможно. Мы очень жестко контролируем быстрое решение всех вопросов и проблем: в течение суток они должны быть устранены. Еще одна наша изюминка - ежеквартальные конкурсы инноваций как среди клиентов, так и среди сотрудников. Люди и клиенты предлагают какие-то вещи, которые могут улучшить работу банка. Вручаем довольно большие денежные призы. Кстати, это дает очень хороший эффект. Люди со стороны видят и предлагают много нового. Конкурс очень популярен и среди сотрудников - у нас бывают кварталы, когда предлагается по 30-40 инноваций.
в: У вас целый банк рационализаторов, вы с этой командой начинали восхождение к вершинам?
о: Нам удалось сохранить костяк. Мы придумали целый комплекс мер, благодаря которым нам удается удержать людей. Это большой, постоянно улучшающийся соцпакет. В банке их шесть, в зависимости от стажа и должности. В самый полный из соцпакетов входит и оплата спортивных клубов, мобильных телефонов, льготные автомобильные и ипотечные кредиты (на 20-30 лет под очень низкую ставку) и много чего еще. Так что мотивация для перехода из одной группы в другую есть, и очень большая. Кроме того, мы проводим много корпоративных мероприятий. Ежегодно в Масленицу всем банком выезжаем на каток. Летом путешествуем на пароходе по Подмосковью. Также ежегодно (уже четвертый год) мы выезжаем за границу в длительное путешествие. Едет примерно треть сотрудников, всех вывезти нельзя - рискованно для стабильности банка. В прошлом году мы были во Вьетнаме, в позапрошлом - в Непале, в этом году собираемся в Коста-Рику. Это очень сплачивает людей. Мы подбираем очень активную программу путешествий, часто включаем в программу рафтинг (сплав на резиновых плотах по горным рекам). Такой экстремальный отдых способствует слаженной командной работе.
|