Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ПРОРУБИТЬ ОКНО ДЛЯ КАПИТАЛА (Президент Российского союза промышленников и предпринимателей АЛЕКСАНДР ШОХИН, Московские новости (Россия), 28.09.2011г.)

ПРОРУБИТЬ ОКНО ДЛЯ КАПИТАЛА

АЛЕКСАНДР ШОХИН

28 сентября 2010

Московские новости (Россия)

Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Сегодня можно смело говорить о том, что в сфере частно-государственного партнерства (ЧГП) сделан прорыв. Россия создала все возможные институты ЧГП, которые только существуют в мире: инвестиционный фонд, банк развития, венчурный фонд. Более того, заработали институты, которые были созданы ранее, но не могли функционировать: например, Российский экспортно-импортный банк, учрежденный в 1994 году, заработал только сейчас - с созданием Банка развития и с появлением реальных денег на поддержку экспорта машинно-технической продукции. Как сказал президент Путин на встрече с инвесторами в рамках инвестиционного форума "Сочи-2010", важно не только то, что на инвестиции выделены деньги (в 2010 году порядка 300 млрд. рублей), но и то, что запущен механизм их постоянной подпитки - институты развития.

В то же время в развитии ЧГП есть целый ряд проблем. В частности, несогласованность действий органов власти различных уровней, бюджетные и иные ограничения и процедуры, в том числе и на региональном уровне: например, если, с одной стороны, существует Федеральный инвестиционный фонд, то при нынешнем характере межбюджетных отношений трудно рассчитывать, что в регионах могут появиться собственные инвестиционные фонды без участия федеральных ресурсов. На встрече с президентом в Сочи мы обсуждали возможность взаимодействия федерального и региональных бюджетов по созданию инструментов развития на региональном уровне. Как ни странно, от некоторых членов правительства прозвучали предложения регионам самим создавать эти инструменты, на что президент сказал: "Обрадовали: Если бы регионы могли, они бы эти институты давно бы создали". Министр финансов Алексей Кудрин оказался более великодушным и сказал, что видит возможность участия федерального бюджета как пайщика в партнерстве с региональными инвестфондами и институтами развития. Поскольку мнение министра финансов здесь важнее, то, думаю, регионы могут рассматривать его как возможность положительного решения вопроса.

Если говорить о конкретных институтах развития, то сегодня внимание привлечено, прежде всего, к Инвестиционному фонду. Здесь, с одной стороны, есть проблема медленного выделения финансовых ресурсов: до сих пор реальное финансирование отобранных проектов фактически не началось. В то же время инвестиционная комиссия явно испытывает голод по отбору конкретных проектов - нет того "завала" проектов, из которых можно было бы выбирать.

Функционирование технико-внедренческих зон и промышленно-производственных особых экономических зон (ОЭЗ) также тормозится: прошло уже два года с момента подведения итогов первого конкурса, но мы не можем похвастаться тем, что ОЭЗ стали реальным инструментом прорыва. В частности, у нас было только 17 резидентов ОЭЗ, из них 11 пришлось на технико-внедренческие зоны, остальные - на промышленно-производственные. К концу этого года можно рассчитывать, что число таких резидентов раза в полтора увеличится. Но в любом случае не более чем две дюжины резидентов на все зоны - безусловно, мало.

Существует также проблема пересечения различных форм поддержки инвестиций. В частности, режим промышленной сборки в автопроме позволяет закрыть вопрос об особых экономических зонах. Недавно МЭРТ подписал контракты с шестью автопроизводителями почти на 2 млрд. долларов: получается, что для инвестиций в эту отрасль не очень-то и нужны режимы ОЭЗ.

Вызывает вопросы и структура финансирования проектов ЧГП. Инвестфонд, по сути дела, стал материнской компанией для многих институтов развития. В частности, через него финансируются Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. С использованием средств Инвестфонда финансируются те проекты, которые могут быть реализованы как стандартные концессионные соглашения. По сути Инвестфонд стал тем, что раньше называлось у нас "бюджетом развития": он вбирает в себя все возможные формы поддержки проектов ЧГП и государственных инвестиций.

Учитывая, что несколько месяцев назад завершился процесс создания институтов развития, которые одновременно можно трактовать как институты ЧГП, хорошо было бы распределить полномочия так, чтобы каждый инициатор проекта точно знал, куда обращаться - в Инвестфонд, в Банк развития или куда-то еще. В этом случае мы сможем если не полностью избежать пересечения функций, то, по крайней мере, минимизировать их так, чтобы каждый институт развития отвечал за свою сферу полномочий и компетенций. В частности, Банк развития мог бы вполне взять на себя функцию, которую сейчас выполняет Инвестфонд, - предоставлять гарантии по концессионным соглашениям.

Правительству нужно было бы определиться и с целым рядом своих приоритетов - как отраслевых, так и по конкретным проектам. Сейчас Инвестфонд выбирает из тех заявок, которые есть. И не всегда можно сказать, что они дают синергический эффект для прорыва в области инфраструктурных ограничений в той или иной отрасли или регионе. Если бы правительство взяло на себя ответственность за выработку этих приоритетов, то Инвестфонд отбирал бы проекты, которые в максимальной степени позволяют эти приоритеты реализовать - с меньшими затратами и в более короткие сроки. В частности, хотелось бы, чтобы власть уже сейчас определилась с проектом дороги, которая будет соединять Сочи с материком через горы и без которой Олимпиада-2014 вряд ли может состояться. Но решение пока затягивается. И вряд ли стоит ждать, что кто-то подаст заявку - нужно просто объявить этот приоритет и собирать заявки на наиболее эффективные с финансовой и экологической точек зрения проекты.

В этой связи встреча президента с бизнес-сообществом в рамках форума "Сочи-2010" оказалась очень конструктивной и действительно двусторонней. Президенту было интересно мнение предпринимателей: он задавал конкретные вопросы и призывал участников заседания к тому, чтобы они определили по ним свою позицию. А то, что в живую дискуссию были вовлечены и министры, которые также отвечали на вопросы, поставленные бизнесом, превратило эту встречу в живой обмен мнениями и поиск механизмов решения проблем - в том числе связанных с привлечением иностранных инвестиций в страну и созданием более благоприятных условий для инвестирования российскими компаниями.

Эта встреча продемонстрировала, что диалог бизнеса и власти действительно идет - невзирая на политические события. И президент хотел бы, чтобы новое правительство с самого начала было озадачено теми вопросами, которые волнуют, в том числе, и бизнес.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Семагина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Семагина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Семагина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Семагина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.