Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ИНВЕСТИЦИИ - Операция "Госкорпорация" (Эксперт, Россия, 26.05.2012г.)

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ИНВЕСТИЦИИ - Операция "Госкорпорация"

Юрий Сахаров

26 мая 2011

Эксперт (Россия)

Создавая ОАО "Корпорация развития Самарской области", местные власти делают ставку на свои возможности по привлечению стратегических инвесторов. Эффективность такого государственно-частного партнерства зависит от степени его прозрачности, а также от того, получат ли участвующие в корпорации бизнес-структуры кроме госгарантий еще и понятные им рыночные стимулы

Самарское областное правительство 14 мая 2011 года утвердило концепцию корпорации развития в форме ОАО, призванного интегрировать государственные ресурсы со средствами частных инвесторов. По словам руководителя регионального минэкономразвития Габибуллы Хасаева, возглавлявшего коллектив разработчиков документа, главная цель корпорации - реализация инвестпроектов, которые могли бы стать "точками роста" экономики Самарской области, однако связаны с высокими рисками и не предполагают быстрой (со сроком менее пяти лет) окупаемости. Решать эту проблему инициаторы идеи намерены за счет создания прямых и косвенных условий, при которых участие в подобных проектах станет выгодным для бизнес-структур. Как именно они смогут получать "разумную прибыль", детально не раскрывается - декларируется лишь, что это будет происходить под контролем государства.

Региональные корпорации развития, являющиеся формой государственно-частного партнерства, до Самарской области начали создавать в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). В первом случае ОАО с уставным капиталом 120 млн. рублей учреждено в равных долях краевой администрацией, Внеш-экономбанком (ВЭБом), а также ОАО "ГидроОГК" и ООО "Базовый элемент". Цель акционеров - реализация мегапроекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" с большим участием федеральных ресурсов (только на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС из бюджета РФ предполагается получить 8,8 млрд. рублей). ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" находится в процессе формирования - сторонами (республиканским правительством, ОАО "ГидроОГК", ИГ "АЛРОСА", ЗАО "Якутские угли" и "Техснабэкспорт") подписан лишь меморандум о намерениях. И речь опять же идет об ограниченном числе проектов - строительстве каскада ГЭС мощностью до 2500 МВт и нескольких горно-перерабатывающих предприятий.

На этом фоне самарская корпорация имеет модельное значение, по крайней мере, в двух аспектах: географическом (она формируется в старопромышленном регионе, исчерпавшем возможности для экстенсивного роста) и организационном - как интегратор региональных институтов развития, в частности, инновационных и ипотечных фондов, технопарков и областных целевых инвестпрограмм.

Развитие на паях

Макроэкономическая задача корпорации - обеспечить рост инвестиций в экономику Самарской области в объеме не менее 14% в год, начиная с нынешнего их уровня около 130 млрд. рублей. По расчетам г-на Хасаева, это позволит ежегодно наращивать валовой региональный продукт на 6% и постепенно преодолеть отставание области в темпах экономического развития от РФ в целом (54,9% против 68,8% за последние семь лет). В регионе едва ли не самая высокая в стране степень износа основных фондов и наибольший удельный вес полностью изношенных фондов. В то же время среднедушевой объем инвестиций на 15% уступает среднероссийскому показателю.

При выборе организационно-правовой формы корпорации предпочтение - по аналогии с подобными структурами, созданными в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия) - отдано ОАО "с достаточным участием Самарской области". С учетом заключенного в октябре 2010 года соглашения о стратегическом сотрудничестве региона с ВЭБом стороны поровну поделили контрольный пакет размером 50,2%. Остальные же 49,8% от уставного капитала, составляющие четыре миллиарда рублей, решили восполнить за счет "институциональных целевых инвесторов-учредителей" с оговоркой, что в случае отсутствия таковых их место на начальном этапе займет Самарская область. Однако при внесении даже "своей" доли у нее могут возникнуть проблемы.

Дело в том, что федеральное законодательство не позволяет использовать для этой цели земельные участки сельскохозяйственного назначения, а что касается недвижимого имущества, требует его предварительного изъятия у государственных структур. Гораздо проще внести в уставный капитал бюджетные средства, а также находящиеся в региональной собственности акции и доли в хозяйственных обществах. Именно этим путем и решили идти местные власти при вхождении в Корпорацию развития Самарской области, тем более что ценные бумаги и имущество могут в случае необходимости стать хорошей залоговой базой для привлечения кредитных ресурсов.

Таким образом, юридическое оформление ОАО поставлено в зависимость от инвентаризации региональных активов, корректировки законодательства Самарской области о приватизации госимущества и управлении им, а также от бюджетных возможностей региона. Тем не менее, все учредительные процедуры планируется завершить уже к августу 2011 года.

В качестве институциональных инвесторов самарские власти видят крупные компании, "имеющие долгосрочные интересы в регионе и стремящиеся к налаживанию конструктивного взаимодействия" с местными органами государственной власти. Среди инвесторов они хотели бы видеть в первую очередь госкорпорацию "Ростехнологии", НК "Роснефть" и АвтоВАЗ. Правда, чтобы включиться в пул учредителей ОАО, всем им придется пройти отбор и подписать специальный рамочный документ (меморандум), где будет зафиксировано, что они заинтересованы не только в извлечении прибыли, но и в "повышении качества жизни населения в регионе". Можно, однако, предположить, что решение о вхождении в корпорацию они, как, впрочем, и другие бизнес-структуры - при всем уважении к продвигаемому "сверху" государственно-частному партнерству, - будут принимать с оглядкой на ее экономическую эффективность и подходы к корпоративному менеджменту.

Инструменты для хеджирования

В каких именно направлениях создаваемое ОАО будет развивать свою инвестиционную активность, пока неизвестно, однако заявленные ранее предпочтения самарских властей имели инфраструктурный и социальный характер. Так, наиболее значимыми из проектов, предложенных к реализации в рамках вышеупомянутого соглашения с ВЭБом, были создание транспортно-консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров, реконструкция международного аэропорта, продолжение строительства самарского метро. Еще несколько проектов областное правительство продвигало в порядке поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выполнения нацпрограмм "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК" и "Здоровье".

Поскольку интерес частных инвесторов к подобным проектам ограничивается не столько размером вложений, сколько повышенным уровнем рисков, первейшей задачей корпорации как раз и является их компенсация (хеджирование). В декларативной форме эту мысль выразил губернатор Самарской области Владимир Артяков. При рассмотрении концепции ОАО на заседании правительства он заявил: "То, что в корпорацию входят областное правительство и ВЭБ, придаст уверенности инвесторам. Они будут рисковать своим капиталом под наши гарантии, а правительство - предоставлять им административный ресурс, контролировать реализацию проектов и нести за нее ответственность".

Сейчас видятся три пути минимизации рисков для частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Во-первых, корпорация может вложить собственные средства в создание объектов ЖКХ и энергетики с тем, чтобы затем передать их в аренду профильным структурам и получать профит через тарифный механизм. Во-вторых, корпорация может строить "под ключ" объекты транспортной и социальной инфраструктуры, которые впоследствии будут приобретаться Самарской областью за счет бюджетных средств. Наконец, при создании или реконструкции объектов инфраструктуры, способных приносить доход, корпорация будет выступать участником концессионных соглашений.

Таким образом, инициаторы ОАО предполагают его прямое участие в региональных инвестпроцессах - в непосредственной форме, путем создания общих структур с инвесторами на основе государственно-частного партнерства, а также посредством привлечения госгарантий и субсидий. Всего в документах, описывающих деятельность корпорации, говорится о 23 формах такого участия, но их число при необходимости может вырасти. Настороженность вызывает другое обстоятельство: намереваясь привлечь бизнес, самарские власти в то же время заявляют, что корпорация является "не столько коммерческим проектом", сколько "инструментом реализации социально-экономической политики и решения государственных задач".

Доверьте руль профессионалам!

Предложенная схема управления корпорацией выстроена так, чтобы принятие инвестиционных решений осуществлялось хотя и с учетом разных точек зрения (под влиянием некой системы сдержек и противовесов), но при полном доминировании позиции региональных властей. Так, совет директоров должен возглавить губернатор Самарской области, что, как полагают инициаторы корпорации, станет "важным индикатором надежности" этого института в глазах потенциальных инвесторов. Говорится также, что кандидатуры на должности топ-менеджеров корпорации (в том числе ее генерального директора, директора по финансам, директора по экономике и управляющего директора, входящих в совет директоров ОАО) будут предлагаться областным правительством.

Таким образом, шесть из семи членов совета (пять топ-менеджеров плюс представитель от Самарской области) будут прямо зависеть от местных властей, а участие ВЭБа ограничится одним местом. Такое доминирование практически сохранится и в случае вхождения в корпорацию искомых институциональных инвесторов: "в целях сохранения компактной системы управления" увеличение состава совета директоров более чем на два человека в нынешнем варианте концепции ОАО "не рекомендуется". Неясно, однако, каким образом при этом будут реализованы права бизнес-структур, изъявивших готовность выкупить те самые 49,8% акций, которые будут проданы на сторону.

Получив стартовый импульс в виде финансовой и организационной поддержки, активов, государственных гарантий, корпорация, по мысли самарских властей, должна стать конкурентоспособным участником регионального рынка инвестиций. В долгосрочной перспективе ставка делается на собственную инвестиционную деятельность - в частности, на эмиссию ценных бумаг и международных финансовых инструментов. "Нам нужно создать открытую компанию, 49 процентов акций которой будут приобретены инвесторами на рынке", - так обозначает конечную цель Габибулла Хасаев. Однако эти, безусловно, благие намерения пока не подтверждаются нынешними представлениями разработчиков концепции ОАО "Корпорация развития Самарской области" о корпоративном менеджменте.

Как нам представляется, практическая реализация идеи государственно-частного партнерства - слишком важная и сложная вещь, чтобы доверять ее чиновникам. Здесь нужны авторитетные профессионалы, имеющие успешный опыт в выведении компаний на открытый конкурентный рынок и умеющие создавать реальные стимулы для инвесторов.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Семагина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Семагина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Семагина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Семагина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.